Послание Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту КБР (2012 г.)

Дорогие соотечественники!

Уважаемые депутаты!

На рубеже минувшего и наступившего года наша страна в целом успешно прошла важнейший период в своей истории. Состоялись парламентские и президентские выборы, в ходе которых России предстояло в очередной раз ответить на ключевой политический вызов – сохранит ли она стабильное развитие или будет ввергнута в пучину хаоса и противостояния. Наш народ сделал судьбоносный и единственно верный выбор. Выбор на независимое развитие страны, к созиданию и справедливости.

Безусловно, самым значимым событием для будущего страны стали выборы Президента Российской Федерации, которые завершились убедительной победой Владимира Владимировича Путина. С удовлетворением хочу отметить, что поддержку национальному лидеру России оказала бóльшая часть жителей Кабардино-Балкарии, поскольку именно с ним связывает свои надежды на будущее. И самое главное – стабильность на будущее обеспечена. И дальше нам нужно двигаться вперед, создавать новое государство, новое качество жизни.

Пути достижения этой цели емко и конкретно обозначены в Послании действующего Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию и в предвыборной программе вновь избранного Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Эти программные документы должны быть положены в основу деятельности органов власти республики на всех уровнях.

Хочу подчеркнуть, предстоящие годы должны стать для нас временем превращения Кабардино-Балкарии в регион с динамично развивающейся экономикой, комфортными условиями проживания, общественно-политической стабильностью.

Для этого у нас есть все:

четко выверенная Стратегия социально-экономического развития;

компетентная и профессиональная управленческая команда;

сформированная в основных чертах современная политическая система.

Проводимая нами в последние годы экономическая политика при всех трудностях дала возможность увеличить бюджетные ресурсы, направленные на повышение качества жизни граждан. Семь лет назад доходы республиканского бюджета составляли 7,2 млрд. рублей, по итогам 2011 года они составили 21,9 млрд. рублей. За этот период расходные обязательства выросли с 7,5 млрд. рублей до 22,3 млрд. рублей.

Более того, на сегодняшний день можно констатировать, что Кабардино-Балкария постепенно и уверенно прощается с позорным брендом «депрессивный регион». Убедительным свидетельством тому служат итоги социально-экономического развития республики в 2011 году. Дотационность бюджета республики в истекшем году составила 45,3 процента. Уже пять лет она не входит в число высокодотационных регионов.

Сохранилась тенденция роста объема валового регионального продукта. По сравнению с предыдущим годом он возрос более чем на 4 процента и составил 82 млрд. рублей.

На развитие экономики и социальной сферы республики в 2011 году направлено более 17 млрд. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. На поддержку малого и среднего предпринимательства мобилизовано 1,4 млрд. рублей.

В 2011 году удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда. Уровень общей безработицы сократился с 12,7 в 2010 году до 10,8 процента в 2011 году, уровень регистрируемой безработицы – с 4,0 до 2,9 процента.

Средняя зарплата возросла до 13 тыс. рублей, на 11,5 процента превысив уровень предыдущего года, и обеспечивала 2,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Однако мы пока далеки от того, чтобы Кабардино-Балкарская Республика стала развитым и динамично развивающимся субъектом с современной экономикой, качественной инфраструктурой и высоким уровнем жизни населения. Нам предстоит еще очень многое изменить буквально во всех отраслях и сферах жизни, чтобы по-настоящему стать современными  в экономике, технологиях, социальной и культурной сферах.

Данные исследований общественного мнения наглядно показывают, какие проблемы в наибольшей степени беспокоят жителей республики. Это низкий уровень жизни и проблемы безработицы, высокая стоимость и низкое качество услуг ЖКХ, рост цен и тарифов, низкое качество, а то и недоступность медицинского обслуживания, недостаточная защищенность от экстремизма и терроризма, от преступных посягательств различного рода.. К сказанному следует добавить проблемы, связанные с состоянием автомобильных дорог, поддержкой молодежи, социальной защитой населения.

Вот почему наша политика должна будет нацелена на последовательное решение этих и других важных проблем. Одновременно мы продолжим курс на технологическую модернизацию и адаптацию экономики к задачам инновационного развития.

Модернизация – это прежде всего вложения в человека, в его способности, таланты, в создание условий для самореализации и инициативы, а это вложения в качество жизни наших граждан. Абсолютно убежден, именно на этой основе можно обеспечить и высокие темпы роста, и настоящий технологический прорыв.

Понятно, что достичь серьезных позитивных изменений в вопросах качества жизни можно только при условии наличия динамично развивающейся, по-настоящему современной экономики. Для нас это важно как с точки зрения создания высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, так и для привлечения эффективных инвесторов.

Для решения этой задачи мы должны активно развивать промышленный комплекс республики. В этих целях в предстоящий период Правительству, Министерству промышленности, связи и информатизации необходимо создавать все условия для практического освоения наукоемких технологий и совершенствования системы стимулирования инновационной деятельности в промышленности.

Задача особой важности – привлечение инвестиций на создание новых эффективных производств, модернизацию и техническое перевооружение имеющихся рабочих мест, а также содействовать выходу реального сектора экономики республики на новый качественный технологический уровень.

В целом по привлечению инвестиций на общем российском фоне наша республика выглядит неплохо. Так, в прошлом году Межведомственной инвестиционной комиссией Министерства регионального развития Российской Федерации одобрено 9 инвестиционных проектов, претендующих на получение государственных гарантий. Из общего числа одобренных проектов по Северо-Кавказскому федеральному округу на нашу республику приходится наибольшее количество.

Экономическому блоку Правительства надо и дальше наращивать усилия в этом направлении, особенно сейчас, когда на федеральном уровне объявлено о значительных мерах по улучшению инвестиционного климата. А проектов у нас немало.

Так, нами утверждена Концепция возрождения Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината – создания единого горного и обогатительных производств с замкнутым технологическим циклом. Принято также решение о создании ОАО «Кабардино-Балкарская вольфрамо-молибденовая компания». Важно в соответствии с утвержденным планом-графиком обеспечить реализацию в полном объеме мероприятий по созданию горно-металлургического комплекса.

Сохраняя достигнутые темпы развития связи, следует больше внимания уделять модернизации станционного оборудования, абонентских сетей, внедрению новых услуг, в том числе развитию широкополосного доступа к ресурсам сети Интернет, оказывать содействие развитию альтернативных провайдеров, что будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды в этом сегменте экономики, повышению доступности и качества предоставляемых услуг.

Одной из основных задач в дорожном хозяйстве остается обеспечение комплексного подхода к вопросам содержания на должном уровне автомобильных дорог федерального, регионального и местного значений, а также прилегающих к ним придорожных полос. Дорожные работы должны выполняться с принципиально иным качеством с применением прогрессивных технологий. Кроме того, необходимо заняться должным образом вопросами электроосвещения улиц, устройства тротуаров, благоустройства подъездов к социально значимым объектам в населенных пунктах.

В текущем году должна будет завершена первая стадия строительства автодороги Кисловодск – Долина Нарзанов – Джилы-Су – Эльбрус с устройством гравийно-щебеночного покрытия общей протяженностью почти
72 км и асфальтобетонного покрытия на одиннадцати километрах автодороги.

Правительству, Министерству транспорта КБР необходимо продолжить реформирование системы управления пассажирским автомобильным транспортом. В течение ближайших пяти лет мы должны добиться обновления подвижного состава пассажирских автотранспортных предприятий не менее чем на 35 процентов с заменой автобусов малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости, расширения существующей маршрутной сети, освоить эффективные рычаги контроля в сфере транспортных услуг. Наряду с этим надо продолжить работу по упорядочению организации перевозок пассажиров легковым такси.

Важнейшая задача Правительства республики – повышение качества услуг в сфере ЖКХ, благоустройство и организация комфортной среды проживания для жителей городов и населенных пунктов. Для ее решения необходимо:

продолжить работу на федеральном уровне по обеспечению дальнейшего участия Кабардино-Балкарии в реализации Федерального закона
«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

осуществить комплекс мер по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения с плановой заменой ветхих инженерных сетей, тепломеханического оборудования котельных, устройством автономных источников тепловой энергии;

способствовать реформированию неплатежеспособных предприятий и привлечению в сферу ЖКХ эффективных собственников, довести к 1 июля 2012 года до 80 процентов удельный вес предприятий коммунального комплекса с долей участия муниципальной собственности в уставном капитале не более 25 процентов.

Но в реформе ЖКХ мы не добьемся успеха, если ограничим ее только технической модернизацией. В основу реформирования следует положить также изменение управления жилым фондом – создание товариществ и других форм объединения собственников жилья, воспитание общественной инициативы и чувства ответственности за состояние своего дома, подъезда, двора. На это все нам следует обратить особое внимание.

Увеличение доступности жилья для граждан, обеспечение комфортных условий их проживания было и остается одним из приоритетных направлений деятельности Правительства, Министерства строительства и архитектуры КБР, местных администраций муниципальных районов и городских округов.

В нынешнем году предстоит обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 270 тыс. кв. метров жилья, а до 2014 года – ввод в эксплуатацию более
1 млн. кв. метров жилья, что обеспечит увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя республики, с 18,2 до 19,6 кв. метров.

Государственная политика в области строительства, безусловно, должна охватывать вопросы градостроительства и архитектуры. В первоочередном порядке необходимо подготовить и утвердить до конца года генеральные планы, а также правила землепользования и застройки городских округов и административных центров муниципальных районов республики.

Реализация проектов комплексного освоения и развития территории под жилищное строительство с оказанием государственной поддержки застройщикам при строительстве инженерной и социальной инфраструктуры будет способствовать формированию сегмента строительства жилья эконом-класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, развитию первичного рынка жилья и стабилизации цен на жилье, увеличению частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.

Проекты комплексного освоения и развития территорий планируется реализовать в городах Нальчике, Прохладном, Баксане и Нарткале. Данные проекты включают в себя строительство жилья и сопутствующей инфраструктуры, объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги, объекты социальной сферы.

Для того, чтобы работа в секторе жилья экономического класса была интересна для представителей частного бизнеса, на мой взгляд, необходимо исключить из себестоимости строительства жилья стоимость земли. Земля под строительство такого жилья должна не продаваться на аукционах, а передаваться по кадастровой стоимости с учетом поправочного коэффициента тем, кто предложит бóльшую скидку за квадратный метр построенного жилья.

Поручаю Правительству проработать этот вопрос с главами местных администраций муниципальных районов и городских округов.

Уважаемые депутаты! Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики предполагает приоритетное развитие агропромышленного комплекса. В рамках реализации национального проекта, а затем и государственной программы развития сельского хозяйства с 2006 по 2011 год привлечено и освоено 22,6 млрд. рублей субсидируемых кредитных ресурсов. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села составила 5,7 млрд. рублей. Результатом явилось увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке более чем в полтора раза.

Правительству КБР следует более настойчиво развивать новые ростки инновационного развития агропромышленной системы республики, придать системный характер начатым за последние годы преобразованиям. Здесь приоритетными являются, во-первых, развитие материально-технической базы агропродовольственного рынка, во-вторых, технологическое переоснащение аграрной отрасли, в-третьих, социальное обустройство сельских населенных пунктов республики и диверсификация сельской экономики.

Главной задачей Министерства сельского хозяйства была и остается реализация конкурентных преимуществ нашей республики, которые могут дать максимальный экономический эффект. В текущем году следует продолжить реализацию ранее начатых и новых современных крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов в области молочного и мясного скотоводства, птицеводства, садоводства и овощеводства.

В области садоводства предстоит расширение площадей многолетних насаждений, в том числе садов интенсивного типа, закладка питомников, техническое оснащение садоводческих хозяйств. В отрасли овощеводства планируется создание инновационных и высокотехнологичных производств, строительство современных тепличных модулей на базе личных подсобных хозяйств населения.

Необходимо восстановить и развить базовые отрасли экономической деятельности в сельском хозяйстве - племенное животноводство и семеноводство. От дальнейшего развития этих сфер зависят стратегические перспективы животноводства, растениеводства и земледелия, экономика аграрного сектора республики в целом.

Для развития мясного скотоводства необходимо привлечь долгосрочные инвестиции, связанные с длительным сроком окупаемости средств, а также большие стартовые объемы бюджетной поддержки. Благоприятные условия для этого появляются в связи с началом реализации приоритетной региональной программы развития мясного скотоводства, которая в значительной части субсидируется за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

Но надо четко понимать, что без технической и технологической модернизации сельского хозяйства невозможно обеспечить решение большинства указанных задач и достижение поставленных целей. Содействие обновлению машинно-тракторного парка, освоение новых современных отечественных и зарубежных технологий и технических средств, обеспечение дальнейшего развития системы лизинговых и аналогичных операций должно стать повседневной заботой заинтересованных органов власти республики.

Актуальным для республики являются развитие сервисной инфраструктуры, прежде всего заготовительно-сбытовой деятельности, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Решение проблем инфраструктуры в основном выходит за пределы аграрной сферы и должно осуществляться на общеэкономическом уровне Правительством республики.

Перед организациями пищевой и перерабатывающей промышленности стоят задачи повышения эффективности работы и конкурентоспособности вырабатываемой продукции за счет обновления технологического оборудования, диверсификации производства, модернизации и увеличения масштабов производства, расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости. Важно обеспечить завершение реализации инвестиционных проектов по наиболее важным направлениям развития отрасли - переработке молока и мяса.

Созданный в республике механизм оборота земель через аренду себя в основном оправдал. Но с учетом накопленного опыта необходимо совершенствовать механизм аренды земель сельскохозяйственного назначения в направлении консолидации и укрупнения земельных участков, создания на объединенных земельных участках многоотраслевых коллективных хозяйств на добровольной основе в каждом населенном пункте. Такая организация землепользования и сельскохозяйственного производства на сегодняшний день соответствует интересам сельского населения республики, становления крупного и среднего сельхозпроизводителя. Однако в перспективе нам предстоит на основе учета мнения сельских жителей раз и навсегда определиться в выборе формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Над этим сейчас работает специальная республиканская комиссия. В ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен на Общественном совете при Главе КБР. Уверен, мы сумеем найти солидарное решение этого судьбоносного вопроса уже в ближайшее время.

Кабардино-Балкария всегда являлась жемчужиной Кавказа и привлекала своей первозданной природой. Это создает благоприятные предпосылки для развития туризма как внутрироссийского, так и международного. В последнее время в этом направлении проделана большая работа при активной поддержке федерального центра и руководства СКФО. Подписаны документы о создании на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа» проработаны вопросы по созданию инфраструктуры, необходимой для функционирования особой экономической зоны.

Однако для увеличения притока туристов нам необходимо решить и старые проблемы. Это не отвечающая требованиям времени с далеко не качественным сервисом или дорогая гостиничная сеть, неразвитая транспортная инфраструктура. Наряду с этим предстоит многое сделать по улучшению экологической обстановки. Особого внимания Правительства, местных администраций требуют укоренившаяся бесхозяйственность на территориях заповедников и варварская эксплуатация природных ресурсов.

Словом, нам сейчас очень важно обратить внимание на экономическую составляющую наших курортов, чтобы отдых на них был не менее приятен и интересен, чем на популярных зарубежных.

Важнейшее направление в создании «Новой экономики» – поддержка малого и среднего предпринимательства. В этой сфере необходимо обеспечить реализацию в полном объеме программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса на 2012-2015 годы, в которой предусмотрены как уже существующие механизмы поддержки, так и совершенно новые меры.

Особое внимание необходимо уделить созданию объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса путем развития сети бизнес-инкубаторов, организации эффективной работы Гарантийного фонда Кабардино-Балкарской Республики, а также возможности увеличения его активов по софинансированию муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом необходимо, чтобы во всех муниципальных районах и городских округах выделялись средства из местных бюджетов на поддержку малого бизнеса, на которые они смогут привлекать субсидии из республиканского и федерального бюджетов.

В одной из своих программных статей В.В.Путин подчеркнул необходимость сокращения госучастия в экономике и изменения всей идеологии госконтроля за деятельностью бизнеса. Правительству, Министерству государственного имущества и земельных отношений надо руководствоваться этим в работе по совершенствованию отношений в сфере управления государственной собственностью. Необходимо усилить работу по оптимизации структуры государственной собственности, в том числе путем сокращения количества убыточных государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей государственной собственности в уставном капитале, недвижимого имущества, не задействованного в выполнении государственных функций.

Надо ускорить процесс создания эффективной системы землепользования. Государственная политика в этой области должна в первую очередь включать в себя проведение работ по актуализации кадастровой оценки земель всех категорий для целей оптимизации налогообложения и вовлечения земельных участков в экономический оборот, создания в республике регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры.

Важным направлением деятельности Правительства остается развитие внешнеэкономических связей. По итогам 2012 года объём внешнеторгового оборота предполагается довести до 125 млн. долл. США, в том числе объём экспорта – до 16,7 млн. долл., объём импорта – до 108,5 млн. долл. Перед нами стоит задача увеличения в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта. Наряду с этим необходимо наращивать объёмы товарооборота по линии торговых представительств. По итогам года мы должны в этом деле достичь показателя в размере 1,7 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты! Основные направления налоговой политики Кабардино-Балкарской Республики на 2012 год составлены с учетом преемственности ранее поставленных целей и задач, базируются на основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

В целях увеличения налогового потенциала республики необходимо продолжить совершенствование налогового администрирования для обеспечения точности планирования и стабильного поступления доходов в бюджетную систему, увеличения собираемости налогов и сборов, выявления и пресечения схем их минимизации. Для решения данной задачи необходимо:

первое - повысить эффективность работы межведомственных комиссий по легализации объектов налогообложения и «теневой» заработной платы, сокращению убыточности финансово-хозяйственной деятельности предприятий основных отраслей экономики;

второе - продолжить работу по межведомственному взаимодействию органов Росреестра, Ростехинвентаризации, Управления ФНС России по КБР в целях формирования современной электронной базы данных, обеспечивающей прозрачный доступ к информации об объектах недвижимости и земельных участках;

третье - в связи с ростом потерь консолидированного бюджета КБР от предоставления налоговых льгот необходимо проводить оценку экономической эффективности налоговых льгот в период подготовки их принятия и в период окупаемости. Наделять льготируемые предприятия обязательствами по повышению доходности и платежеспособности по налогам в бюджеты всех уровней;

и, наконец, четвертое - обеспечить повышение эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства.

Обеспечение качественного планирования доходной части республиканского и местных бюджетов должно быть достигнуто за счет повышения уровня ответственности главных администраторов налогов, сборов и других обязательных платежей за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет.

При разработке основных направлений бюджетной политики на
2012 год учтены дальнейшее разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями и выделение в структуре расходов республиканского бюджета целевого бюджетного дорожного фонда Кабардино-Балкарской Республики, создаваемого во исполнение требований законодательства Российской Федерации.

Разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями, обусловленное изменениями законодательства Российской Федерации, привело к изменению объема и структуры расходов республиканского бюджета.

При формировании расходов бюджета на 2012 – 2014 годы сохранены социальные приоритеты – предусмотрена большая часть средств на выполнение государственных и муниципальных заданий по предоставлению населению республики услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта.

Одним из основных направлений бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов является необходимость существенного увеличения расходов консолидированного бюджета республики на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы. Сроки и размер увеличения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2012 году будут определены с учетом решений, принимаемых на федеральном уровне в отношении работников федеральных бюджетных учреждений.

Правительству, Министерству финансов необходимо продолжить политику ограничения непервоочередных расходов, то есть отказа от необязательных затрат, провести инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально обусловленных расходов. Новые расходные обязательства принимать только при наличии оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения.

Скажу откровенно: меня категорически не устраивает то состояние, в котором сегодня находится соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины. Проводимые проверки вскрывают немало нарушений, начиная от грубых ошибок по незнанию бюджетного законодательства и заканчивая вещами, граничащими с откровенным воровством. Такое состояние финансовой дисциплины требует не только проведения профилактических, но и принятия конкретных, жестких мер в отношении виновных. Соответственно, работа контрольных органов в этом направлении должна быть усилена в разы.

К числу важных задач повышения эффективности бюджетных расходов относятся оптимизация функций государственного управления и оказание гражданам качественных государственных услуг, что предполагает продолжение реализации административной реформы, а также переход к электронному правительству.

В этом году в Нальчике мы открыли многофункциональный центр, в котором оказываются 93 государственные и муниципальные услуги. Помимо развития системы МФЦ нам предстоит продолжить работу по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вариант с использованием Портала государственных услуг Кабардино-Балкарской Республики. До 1 января 2014 года все государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид, и каждый житель должен иметь возможность доступа к создаваемой инфраструктуре через персональный электронный ключ.

Уважаемые депутаты! Действенная социальная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни граждан, прежде всего, предполагает решение проблемы преодоления бедности, повышения реальных доходов всех групп граждан.

Согласование интересов работодателей, работников и государства – главное условие нашей политики в сфере трудовых отношений. Необходимо продолжить работу по совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы, использовать при этом новые системы оплаты труда как важнейший инструмент управления персоналом и стимулирования работников к качественному труду.

Правительству, Министерству труда и социального развития необходимо совершенствовать практику социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, многодетных семей. Следует продолжить реализацию действующей программы «Старшее поколение», обеспечить оптимальный уровень социальной защиты ветеранов и граждан с ограниченными возможностями, улучшить социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и инвалидов, провести дальнейшую оптимизацию сети социальных учреждений. Необходимо разработать обновленный вариант потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения республики, максимально учитывающий изменения в структуре потребления.

Уже в ближайшее время необходимо сформировать автоматизированную базу данных в масштабах республики, содержащую комплексную информацию о гражданах, а также продолжить развитие информационно- коммуникационной среды и формирование информационного пространства, обеспечивающих доступ населения ко всем видам социальных справочно-информационных услуг.

Главным направлением работы в сфере занятости по-прежнему остается ввод новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов. Наряду с этим следует уделить особое внимание развитию малого предпринимательства, стимулированию самозанятости.

Перед нами стоит и другая важная задача – создать условия для повышения в структуре занятости доли работников с высшим и профессионально-техническим образованием. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит системе образования республики.

В предстоящий период нам необходимо продолжить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важным направлением этой инициативы является переход общего среднего образования на новые образовательные стандарты. Массовый переход первых классов на стандарты нового поколения состоялся с 1 сентября 2011 года. Правительство, Министерство образования и науки, местные администрации должны держать этот вопрос в поле приоритетного внимания, поскольку внедрение нового стандарта ориентировано на достижение нового качества образования, которое предполагает не только получение учащимися знаний, но и формирование способности применять их в реальных жизненных ситуациях.

В прошедшем году мы повысили заработную плату учителей и довели ее средний уровень до среднего значения в экономике республики. В настоящее время она составляет 13685 рублей. Наряду с этим мы в инициативном порядке приняли решение о повышении заработной платы воспитателей детских дошкольных учреждений. Линию на рост доходов работников образования всех категорий мы продолжим и в будущем.

Наряду с повышением зарплат особое внимание необходимо уделить дальнейшему укреплению кадрового потенциала, формированию системы непрерывного профессионального роста педагогов и руководителей образовательных учреждений, отбору и расстановке кадров.

В 2012 году объем федеральных субсидий по проекту модернизации системы общего образования составит более 605 млн. рублей. Эти средства должны быть применены с максимальной эффективностью, чтобы снять самые острые проблемы в плане ремонта и оснащения наших школ современным оборудованием. Прошу Правительство держать этот вопрос на особом и постоянном контроле.

Важная задача этапа – модернизация системы профессионального образования. Новые условия требуют реализации целевой подготовки кадров для отраслей экономики. У нас, к сожалению, эта работа пока не налажена в должной мере. Потенциальные работодатели оторваны от процессов формирования образовательных программ и практической подготовки будущих специалистов. В итоге получается такая ситуация, когда выпускников вузов много, а специалистов современной формации не хватает. На эту тему не раз высказывались и руководители нашего государства. Речь идет об увеличении доли выпускников по направлениям реальных сфер экономики – инженерным, технологическим, то есть специалистов, способных продвигать модернизационный процесс.

В прошедшие годы нам не удалось вывести научно-инновационную деятельность на уровень, который позволил бы рассчитывать на значимые результаты. Поэтому считаю необходимым придать решению всего комплекса вопросов по стимулированию научно-инновационной сферы серьезный импульс.

В этой связи поручаю Правительству республики:

во-первых, учредить ежегодный конкурс научно-инновационных проектов, предусматривающий оказание победителям финансовой и иной поддержки;

во-вторых, практиковать на регулярной основе проведение открытых выставок, ярмарок научно-инновационных проектов;

и, наконец, в-третьих, стимулировать более активное участие представителей научно-инновационной сферы в международных, федеральных и межрегиональных выставках и форумах.

Сегодня, как вы знаете, сфера здравоохранения вызывает много серьезных нареканий со стороны нашего населения. Речь идет не только о вопиющем факте смерти новорожденных, имевшем место в начале года. Речь идет об отсутствии порядка, дисциплины и ответственности во многих медицинских учреждениях. Справедливости ради надо сказать, что эти и другие проблемы возникли не сегодня. Они копились годами и обрели системный характер. По этой причине главная цель, которую мы ставим в сфере здравоохранения, – обеспечить для населения эффективную медицинскую помощь.

Считаю это и для Правительства, и для себя лично одной из важнейших задач.

Для достижения этой цели Правительству, Министерству здравоохранения необходимо продолжить мероприятия по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений. Эта система должна включать несколько уровней и этапов, быть доступной, работать во всех населенных пунктах республики и для всех групп населения.

Реорганизация стационарной помощи с интенсификацией лечебного процесса должна сопровождаться развитием амбулаторно-поликлинической помощи, позволяющей в амбулаторных условиях достигать качественной диагностики и выявления заболеваний на ранних стадиях. В условиях внедрения новых медицинских технологий особое внимание следует уделить повышению квалификации медицинских работников, их мотивации к качественному труду, в том числе через повышение заработной платы.

Решение стратегических задач развития отрасли связано с реализацией мероприятий Программы модернизации здравоохранения республики, в рамках которой предстоит отремонтировать и оснастить лечебные учреждения республики современным медицинским оборудованием, внедрить современные технологии, обеспечить поэтапный переход на современные стандарты оказания медицинской помощи. На реализацию данной Программы предусмотрено 2,7 млрд. рублей, из них в 2012 году – 1,5 млрд. рублей. Самое важное – добиться четкого исполнения этой Программы. Поручаю Правительству следить за этим в первоочередном порядке, потому что здесь мы не имеем права на ошибку.

Формированию здорового образа жизни, воспитанию здорового поколения призвано способствовать развитие физкультуры и спорта. За последние годы удалось добиться существенных позитивных сдвигов в этой сфере. Ежегодно на высоком организационном уровне проходят крупные спортивные мероприятия, ведется работа по развитию массовых видов спорта с большим охватом населения. В республике активно развиваются и поддерживаются 32 вида спорта, которыми занимаются в 52 спортивных школах. Все больше спортсменов Кабардино-Балкарии становятся участниками крупнейших спортивных мероприятий, лидерами в сборных командах России.

Мы гордимся достижениями наших спортсменов, однако подчеркиваю: основная наша задача – развитие массового спорта, привлечение всех групп населения особенно молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.

Решение этих задач невозможно без развития спортивной инфраструктуры, без необходимого уровня обеспеченности спортивными объектами.

Надо отметить – Кабардино-Балкария находится в ведущей группе регионов страны по количеству вводимых в строй спортивных объектов. Но это не дает основания успокаиваться – в ближайшем будущем мы должны добиться, чтобы в каждом населенном пункте были созданы условия для успешных занятий двумя-тремя видами спорта. Правительству, Министерству спорта, туризма и курортов следует и впредь проводить активную работу по решению означенных задач, в том числе и в федеральных ведомствах.

Как известно, одним из главных приоритетов государственной политики республики остается поддержка сферы культуры как важнейшего фактора нравственного оздоровления общества, формирования высокой духовности нашего народа.

В истекшем году удалось осуществить меры, которые позволили продвинуться по ряду направлений развития культуры. В частности, сделаны определенные шаги по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Ведутся реконструкция и строительство крупных культурных центров республики. Реализованы меры по социальной поддержке деятелей культуры и искусства. Увеличена заработная плата работников республиканских учреждений культуры.

Хочу подчеркнуть, что культура Кабардино-Балкарии и в дальнейшем будет объектом серьезной государственной поддержки. В предстоящий период будет осуществлен комплекс мер, направленных на дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства. Продолжится строительство Театрального центра в г. Нальчике. В кратчайшие сроки будет введен в строй Музыкальный театр, продолжится реконструкция зданий Курзала «Нальчик» и Кабардинского госдрамтеатра имени А.Шогенцукова.

Наряду с этим мы намерены провести необходимую работу по обеспечению каждого населенного пункта республики полноценными объектами культуры, созданию современной инфраструктуры сельской культурной жизни, оснащению домов культуры республики звукоусилительной аппаратурой, сценическими костюмами, музыкальными инструментами.

Правительству, Министерству культуры следует оказывать постоянную поддержку деятелям культуры и искусства. Ни одно их значимое творение не должно оставаться незамеченным. Этому призваны способствовать присуждение в 2012 году Государственных премий КБР за наиболее талантливые произведения в области литературы и искусства, а также учреждение ежегодных грантов Главы КБР для поддержки творческих проектов в области театрального искусства.

Все эти меры – лишь часть важнейшей задачи на ближайшие годы – синхронизировать программы модернизации культуры и модернизации экономики, сделать культуру локомотивом модернизации, включить в этот интереснейший процесс всех жителей республики.

В сфере молодежной политики наши усилия будут направлены, прежде всего, на стимулирование инновационной активности и решение проблем занятости, вовлечение молодых людей в активную общественную деятельность, поддержку и реабилитацию ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, укрепление материально-технической базы молодежных и подростковых клубов по месту жительства.

Известно, что в последние годы традиционные для нашего менталитета нравственные ценности, такие, как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабным деструктивным воздействиям извне. Именно молодежь оказалась наиболее подверженной такому влиянию. В итоге дезориентация части молодежи, ее бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности к судьбе страны, ответственности за её будущее.

Если смотреть правде в глаза, то если кто и занимается воспитанием молодежи, это образовательные учреждения, хотя это было и остается задачей семьи, педагогов, старшего поколения, религиозных общин, общественных организаций. Необходимо уходить от деклараций и имитации воспитания молодых людей, воссоздать систему патриотического воспитания молодежи, привития ей иммунитета к экстремизму, национализму, религиозной нетерпимости. Здесь требуется кропотливая и системная работа не только с законопослушной частью молодежи, но и с той, которая оказалась в сложной жизненной ситуации в силу объективных или субъективных причин.

Словом, Правительству, Министерству по делам молодежи, заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо обеспечить комплексный подход к реализации молодежной политики, объединив в этом важном деле усилия педагогической общественности, семьи, гражданских институтов, всех, кому дорого будущее наших народов, будущее Кабардино-Балкарии.

В своей предвыборной программной статье В.В.Путин подчеркнул, что наша сила в мультикультурном укладе. Это соответствует моим ощущениям и моей гражданской позиции в понимании национального вопроса. Суть их в том, что мы - граждане великой страны, и мы обязаны найти формулу, которая бы всех нас объединяла, совместно определить общие для всех нас социальные, культурные, политические ценности.

Для сохранения и укрепления мира и согласия между народами Кабардино-Балкарии делается немало. Принята республиканская целевая программа «Гармонизация межэтнических отношений и укрепление толерантности в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011-2015 годы. Разработан и прошел общественное обсуждение проект Концепции государственной национальной политики в Кабардино-Балкарской Республике, которая будет утверждена в ближайшее время.

В то же время сфера межэтнических отношений остается «полем игры» для многих сил, пытающихся дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике. В связи с этим в 2012 году Правительству, Госкомитету КБР по делам общественных и религиозных организаций, главам местных администраций муниципальных районов и городских округов необходимо уделять особое внимание работе по противодействию таким проявлениям. Поручаю Правительству вернуться к рассмотрению вопроса о создании в г.Нальчике Дома дружбы народов КБР, который стал бы площадкой межнационального диалога, выработки предложений по дальнейшему укреплению стабильности, мира и согласия в республике.

С учетом неоднозначных процессов, происходящих в религиозной сфере, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо продолжить работу по поиску и налаживанию диалога с религиозными организациями, который был бы основан на принципах соблюдения законности, сотрудничества и взаимоуважения.

Наши усилия всегда были и впредь будут направлены на создание и поддержание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного сосуществования различных религий в республике. Необходимо оказывать всестороннюю помощь религиозным организациям, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание молодого поколения, профилактику этноконфессиональных конфликтов и антиобщественных проявлений.

Одной из основных проблем в религиозной сфере является нехватка квалифицированных священнослужителей. Надеемся, что открытие религиозно-образовательного центра в г. Нальчике поможет решить эту проблему не только в нашей республике, но и в других регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Уважаемые депутаты, таковы основные задачи на 2012 год и ближайшую перспективу по обеспечению динамичного социально-экономического развития республики. Их реализация во многом зависит от качества управления на всех уровнях – от местного до республиканского.

В целом я удовлетворен деятельностью Правительства КБР в минувшем году. Однако для меня, так же, как и для Председателя Правительства, очевидны неиспользованные резервы. Это повышение требовательности и укрепление исполнительской дисциплины на всех уровнях, умение работать в новых условиях, концентрироваться на приоритетных направлениях развития.

Самое главное – желание и умение вести диалог с профессиональной средой, с депутатами, с обществом. Внятно объяснять и защищать свою позицию. Не секрет, что у нас не каждый министр или заместитель Председателя Правительства к этому готов. Более того, некоторые сознательно избегают такого общения. А ведь это та самая обратная связь, которая абсолютно необходима для принятия точных решений. Поэтому буду требовать готовности и умения к открытому общению с людьми от всех руководителей в системе исполнительной власти.

За прошедшие годы удалось обеспечить должное взаимодействие между всеми ветвями власти. Парламент республики проводит большую работу по формированию законодательства, отвечающего требованиям времени, интересам социально-экономического развития Кабардино-Балкарии, различных категорий и социальных групп населения, всего нашего общества. Выражая надежду на дальнейшую конструктивную работу депутатского корпуса, хотелось бы обратить внимание на качество законотворческой работы. Мы также вправе рассчитывать на более активную роль депутатов Парламента в решении проблем общественно-политической жизни республики.

В последние годы возросло число обращений в суды, в том числе в арбитражные, что говорит о возросшем доверии к суду и надеждах граждан на справедливое разрешение спорных вопросов. Необходимо продолжить реализацию мер по укреплению судебной власти в республике, обеспечению большего доступа граждан к правосудию.

Важным политическим событием текущего года считаю формирование нового состава органов местного самоуправления по результатам мартовских выборов. Впервые в новейшей истории Кабардино-Балкарии практически повсеместно в Советах местного самоуправления представлены основные политические партии. Отныне все они несут солидарную с властью ответственность за положение дел на местах, да и в республике в целом.

Решение стоящих перед нами важных и сложных задач в определяющей мере зависит от компетентности, ответственности кадров за порученное дело и умения добиваться результата. Намерен серьезно контролировать эти критерии по всей чиновничьей вертикали – от уровня городов и районов до Правительства.

Как подчеркнул В.В.Путин в одной из программных статей, для качественного решения сложных задач госуправления необходим адекватный состав госслужащих. Исходя из этого основу кадрового состава государственной службы должны составлять специалисты, способные использовать в работе эффективные технологии управления. Мы должны стремиться к тому, чтобы современная государственная гражданская служба была доступной, одновременно конкурентоспособной и престижной.

В последние годы в республике особое внимание уделяется борьбе с коррупционными проявлениями на государственной службе. В целях развития федерального антикоррупционного законодательства в Кабардино-Балкарии принят целый ряд документов, предусматривающих усиление контроля за деятельностью государственных служащих КБР. Теперь декларируют свои доходы и имущество не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Информация публикуется на официальных сайтах, что обеспечивает ее доступность, в том числе и для средств массовой информации. В ближайшее время будет принят федеральный закон, обязывающий госслужащих декларировать также и свои расходы. Уверен, благодаря уже принятым и новым нормативным актам совместными усилиями при помощи средств массовой информации, при активном участии институтов гражданского общества мы сможем потеснить коррупцию.

Как вы знаете, в стране началась масштабная реформа политической системы. Соответствующие пакеты законодательных инициатив уже запущены в работу. Таким образом, в скором будущем все мы, как власть, так и общество, окажемся в новых, более прозрачных реалиях политической конкуренции. Несомненно, это серьезный шаг в деле демократизации общественных отношений и утверждения принципов правового государства.

События, произошедшие в стране за последние полгода, продемонстрировали, насколько изменилось наше общество. Все мы стали свидетелями того, что люди нуждаются в более открытом и доверительном диалоге с властью и требуют этого. На эту потребность общества мы должны и обязаны ответить адекватно, так как граждане и их объединения ждут от государственного аппарата бóльшей эффективности, результативности и ответственности.

В последние годы мы выстраиваем систему взаимодействия власти и гражданского общества, которая включает в себя целый ряд основополагающих нормативно-правовых актов, а также механизм субсидирования из республиканского бюджета отдельных структур и институтов гражданского общества. Но этого недостаточно. Настала пора придать государственно-частному партнерству новый импульс. При этом следует оказывать первоочередное внимание развитию деятельности молодежных и детских общественных объединений как ресурсу для воспитания новой элиты.

Мы уделяли и будем продолжать уделять самое пристальное внимание взаимодействию с Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики как основной площадке диалога власти и общества. Самые острые и злободневные вопросы должны в обязательном порядке проходить через процедуру публичных обсуждений.

Достаточно эффективно начал свою работу Общественный совет при Главе Кабардино-Балкарской Республики, на базе которого, как мы ожидаем, должно сложиться независимое экспертное сообщество, способное обеспечить независимую оценку ключевых проектов социально-экономического развития Кабардино-Балкарии. Аналогичные советы должны быть созданы также при министерствах и ведомствах, в муниципальных образованиях. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Открытость и подотчетность власти – показатель зрелости общества и ответственности власти, базовое условие консолидации населения вокруг тех приоритетов, которые мы выбираем для развития Кабардино-Балкарии.

Поэтому в последние годы в республике ведется активная работа по повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления. Это соответствует запросам времени и по существу стало одним из основных критериев оценки деятельности власти. Однако важно, чтобы и средства массовой информации осознавали свою ответственность за достоверность и объективность подаваемой информации, активно содействовали становлению и развитию современного гражданского общества.

В этом контексте от Государственного комитета по средствам массовой информации мы ждем последовательных шагов в реализации государственной информационной политики, направленной на продвижение позитивного имиджа республики, укрепление толерантности в обществе.

Задача Правительства в этом плане – создание в республике материально-технических и правовых условий для развития СМИ, соответствующих современным стандартам по качеству, разнообразию и доступности информации. Поручаю Правительству разработать Стратегию развития средств массовой информации Кабардино-Балкарской Республики и республиканскую целевую программу по развитию средств массовой информации Кабардино-Балкарской Республики на 2013-2017 годы.

Уважаемые депутаты! Важнейшим условием поступательного социально-экономического развития нашей республики является обеспечение безопасности жизни её граждан.

Анализируя прошедший период, необходимо отметить определенные позитивные сдвиги в обеспечении правопорядка и общественной безопасности. В результате принятых мер нам удалось во многом пресечь далеко идущие планы экстремистского бандитского подполья. Управлением ФСБ России по КБР и МВД по КБР проделана немалая работа по нейтрализации лидеров и активных пособников боевиков.

Уменьшилось число особо тяжких преступлений, в числе которых разбойные нападения, грабежи, кражи чужого имущества, в том числе транспортных средств, а также преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия. Заметно уменьшилось число правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах. В результате снизился и уровень напряженности среди населения.

Однако на этом фоне неоправданно ухудшились показатели борьбы с умышленными убийствами, рост которых составил 15,8 процента, а раскрываемость при этом составила лишь 40 процентов. И что более всего огорчает нас всех, правоохранительные органы продолжают нести потери среди личного состава. В республике увеличилась и доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в общем объеме преступлений уголовной направленности.

Действующее в республике религиозно-экстремистское подполье по-прежнему остается дестабилизирующим фактором. Более того, в последнее время оно предпринимает новые попытки по активизации деятельности, вербуя в свои ряды экстремистски настроенную молодежь.

В этой связи всем нам необходимо сконцентрировать свои силы и внимание на противодействии и жестком пресечении попыток вновь раскачать ситуацию в республике. Следует шире привлекать к совместной работе общественность и общегражданские формирования.

Мы должны приложить все силы к тому, чтобы увести как можно дальше от идей экстремизма нашу молодежь. Для этого у нас достаточно ресурсов и возможностей. Надо только правильно их распределить и использовать, не уповая исключительно на силовые меры. Нужен диалог, и мы готовы к нему. В этих целях при Главе республики создана специальная комиссия.

Хочу еще раз сделать акцент на том, что защита экономики от преступных посягательств и борьба с коррупцией остаются стратегическими задачами всех органов и ветвей власти. Особые требования народ вправе предъявить к тем, кому доверены рычаги надзора, контроля, расследования и принятия судебных решений. И здесь, прежде всего, важно качество работы.

В целом мы вправе ожидать от правоохранительных органов более эффективной и результативной работы по профилактике и пресечению всех видов преступлений, повышению качества оперативно-розыскной деятельности, обеспечению принципа неотвратимости наказания.

Уважаемые депутаты!

Решение поставленных задач, а они охватывают ближайшую и среднесрочную перспективу, потребует консолидации усилий всех органов власти, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, бизнес-сообществ, граждан республики.

Модернизация всех сфер жизни требует от нас изменений в собственном поведении, деятельности и мышлении. Мы должны научиться слушать и слышать друг друга, должны уважать общественное мнение. Каждый должен осознать свою ответственность за успех общего дела, а следовательно, за будущее Кабардино-Балкарии.

Да, задачи, стоящие перед нами, трудны и масштабны. Иначе и не может быть - мы хотим сделать Кабардино-Балкарскую Республику динамичным, инновационно развивающимся регионом с лучшим инвестиционным и бизнес-климатом, комфортными условиями проживания, с высоким качеством жизни.

Мы хотим и обязаны сделать жизнь наших людей лучше во всех отношениях.

Уверен, что у нас хватит воли и решимости, трудолюбия и упорства, чтобы воплотить в жизнь все намеченные планы. А значит, всё у нас получится!

Благодарю за внимание.

E-mail Печать
Пресс-служба Президента и Правительства КБР